понедельник, 18 апреля 2011 г.

десятая наша встреча

Тема: «Совесть»

Вопросы для самопознания
Что спонтанно я связываю с понятием Совесть? Что во мне вызывает понятие Совесть? Мне нравится или нет это чувство? Что делает Совесть? О чем свидетельствует чистая Совесть? О чем говорит Совесть? Когда Совесть молчит? Чьим голосом говорит Совесть? Моим?

Иван Ильин: «Совесть – это состояние нравственной очевидности»

Совесть показывает направление к оптимальной ценности.
Совесть иррациональна. Ее нельзя путать с расчетом и калькуляцией.
Совесть отвечает за выбор ценного в настоящий момент для меня направления.
Совесть – это чувство очевидного в отношении «правильно» или «неправильно». Когда я действую по совести, я поступаю аутентично. Совесть говорит о соответствии себе и ситуации.
Совесть призывает к действию.
Совесть показывает, чем все это закончится, т.е. появляется интуитивное чутье о будущем.
Совесть может ошибаться, если мало информации.
Совесть всегда возникает заново (в каждой ситуации мы сверяемся с Совестью).
Совесть связывает меня со всем человечеством и таким образом делает меня человеком –
Со – весть (общее знание).
Человек свободен в выборе и может поступать не по совести.

Конфликт между Совестью и Сверх-Я
Совесть       Сверх-Я
(собственное, персональное)  (общее, общественное Я)
касается конкретно правильного в моих глазах   касается условий, правил для                ситуаций, регулирующих общежитие
речь идет о собственном, персональном чутье   речь идет об общих заданностях (от  других)
основывается на отношении ко мне, отвечает за себя, стоит за себя                                           основывается на отношении с другими
 авторитетами, на ответственности за других

Результат:
Совесть предлагает (это дает мне свободу),
при ошибке появляются чувства сожаления,
вины, печали по поводу потери ценности

Сверх-Я приказывает, запрещает (это угрожает мне),
при неисполнении (т.е. не придерживался договоренностей)
возникает напряжение: меня обнаружат и, как результат, страх перед наказанием.

Сверх-Я:
- поднятый указательный палец (угрожает, пугает, наказывает, подавляет)
- может быть рационализированным, подкрепленным логическими аргументами,
несомненно разумными
- говорит: хорошо подстройся, не привлекай внимание, приспособься,
так тебе будет лучше, а иначе тебе будет плохо
- «это делают так» - «так не делают» - «так нужно делать»
- общее, схематичное, сформировавшееся мнение
- библиотека оценочных суждений, каталог со многими ключевыми словами,
безотносительно конкретного субъекта.
__________________________
* по материалам авторского семинара А.Лэнгле









Комментариев нет:

Отправить комментарий