понедельник, 18 апреля 2011 г.

двенадцатая наша встреча

Тема встречи: Вина. Ошибка, Сожаление – раскаяние.

Разница между виной и ошибкой:
ошибка – отсутствие информации, не знал подробностей; сделал, а потом только узнал;
вина – знаешь, что делаешь (т.е. несешь ответственность).
Нельзя снимать вину с человека или накладывать вину. Человек сам решает, виноват ли он.

Вопросы для самопознания:
Вспомните случай из своей жизни, когда у Вас возникало чувство вины? Как Вы думаете, почему оно возникает? У Вас есть опасение, что Вы реально виноваты?

Преодоление чувства вины:

  1. Мужественно прояснить для себя то, что было сделано (или не было сделано), что я сделал неправильно.
Вина и чувство вины – это разные вещи. Чувство вины может появляться в связи с депрессией или в связи с очень жестким Сверх-Я (мама сказала, что должно быть так!). Если нет вины, а только чувство вины необходимо обратить внимание на свои индивидуальные ценности.

  1. Понять, возможно ли было избежать этого. Задать себе вопросы: Было ли у меня то знание, которое есть сегодня? Понимаю ли я теперь сам, что предшествовало событию.
  2. Обращение к Совести и занятие позиции. Ответить на вопросы: О чем говорит Вам Ваша Совесть? Чтобы Вы сами рассматривали, как правильное? Что было неправильно? Какого Вы мнения о том, что Вы сделали? Есть ли у Вас такое чувство, что Вы действовали безответственно, неосторожно или вопреки знанию, или как удобно?
  3. Сожаление и раскаяние. О чем я сожалею, что причиняет мне боль?
  4. Исправление, искупление. Что я могу сделать, как я могу возместить «ущерб»? (Извиниться, исправить, очень важно что-то сделать, материализовать свои чувства).
  5. Выполнить.

Иногда необходимо окончательное волевое решение, чтобы отпустить вину. Трудно расстаться с фантазией (как было бы хорошо, если бы я этого не сделал). Надо принять реальность. Занять ясную позицию: Да. Так это было. И так это останется. Речь идет не о том, чтобы делать вид, как будто ничего не произошло. Мы не идеальны и делаем ошибки. Но лучше сделать ошибку, чем не жить!
Вина – это не конечная станция и не тупик, а в аспекте экзистенциального поворота – это вызов для того, чтобы начать с самого начала. Преодоление вины – это длительный процесс, нужен другой, который поддержит, поймет, предложит свое мнение, чтобы легче было бы придти к своей собственной позиции.

__________________________
* по материалам авторского семинара А.Лэнгле

Комментариев нет:

Отправить комментарий