понедельник, 18 апреля 2011 г.

одиннадцатая наша встреча

Тема: Жить аутентично: как, несмотря ни на что, остаться самим собой?

А.Лэнгле: «Загнанный в пространство между разнообразными требованиями, предъявляемыми извне, обременный несчастьями, болью, страхами, обуреваемый страстями и гонимый желаниями, человек в такой малой степени может быть только для самого себя! Ни физически, ни психически, ни духовно мы не в состоянии существовать сами по себе – наше выживание в этом мире находится в постоянной зависимости от природы, от взаимоотношений с социумом, от встреч с другими. Как же мы, обреченные на столь сильную зависимость от других, можем еще и быть самими собой, узнавать себя и проживать СВОЮ жизнь, не становясь игрушкой в руках обстоятельств?»

«… чередование открытости по отношению к другим и отграничения от других, самоотверженной отдачи себя миру и присвоения чего-то из мира – чередование внешнего и внутреннего, принятия и отдачи…»

Вопросы для самопознания: Вспомните ситуацию в своей жизни, когда дела, обязанности, другие люди разрывают Вас на части – настолько, что в конце дня Вы задаете себе вопрос: «А где же, собственно, среди всего этого я? Разве это жизнь?»

Последствия потери Себя:
  1. Взрывной тип реакции. Когда равновесие (чередование открытости и отграничения) нарушается и происходит сдвиг в сторону внешнего мира, человек как бы «перешагивает через себя» - игнорирует собственные  мысли, чувства и желания, собственное интуитивное чутье. Частой формой реакции на это является взрыв как попытка исправить то, что обстоятельства берут верх. К взрыву приводит слишком долгое ожидание – столь долгое, что в конце концов стало «невозможно», «невыносимо». Тогда взрыв является здоровой реакцией: «Хватит, больше я так не играю!» Целебный эффект такой реакции состоит в том, что она кладет конец поведению человека, которое наносит ему вред. Однако в этом случае человек стремится выплеснуть агрессию на другого и объявить виноватым лишь его, упуская из виду, что в течение долгого времени он сам «играл по этим правилам» и стал сопричиной существующего положения вещей. Если это не признается и не учитывается, то подобные взрывы повторяются вновь и вновь.
  2. Излишне прямолинейное, требовательное поведение (чаще встречается у мужщин). Излишне прямолинейное, бесцеремонное поведение состоит в том, что человек стремится изменить обстоятельства в соответствии со своими представлениями, навязать свою волю, не принимая в расчет ничего и никого. Если ему не удается сделать этого, то он реагирует резко и бурно.
  3. Колебания между крайностями (чаще встречается у женщин). Эгоистичное поведение с высоким самомнением, желание брать все на себя, стремясь узнать свои возможности и получить признание, а то вдруг полностью подстраивание под других, не будучи в состоянии отказать. В этих колебаниях из одной крайности в другую каждый раз пропускаешь точку равновесия, каждый раз проходишь мимо себя, «не заходя к себе домой».

Как же человек попадает к себе домой, как он может найти себя? Для этого нужны две предпосылки. Человек должен:
- чувствовать себя
- занять позицию
Чувствовать себя, т.е. воспринимать свои чувства всерьез, бережно, следовать им, уметь постоять за них (хотя бы примитивно задать себе вопрос «нравится – не нравится)!). Для этого необходимо уделять себе столько же времени, сколько и другим. Обращение к себе самому требует тишины и покоя. Если я даю чувствам быть, я позволяю жизни наполнить себя вновь и вновь. Я знаю, что это рискованно и страшно!
Занять позицию, т.е. задавать себе вопросы: Хорошо ли это? Подходит ли это мне? Нахожу ли я сама правильным то, как я сейчас поступаю? Действительно ли мне это нужно, могу ли я за это отвечать, говорить этому «да»? Очень важно находить место для своих чувств, но не менее важно также уметь дистанцироваться от них, уметь взглянуть на них со стороны, проверяя: «Действительно ли они совпадают с реальной жизненной ситуацией? Соответствуют ли они мне, моей самой глубокой сущности?
Основной вопрос: Чувствую ли я, что так для меня правильно?
Я не смогу создать этот ответ, я не смогу этим обладать, пользоваться и управлять. Я могу научиться открываться этому (ответу), доверять ему (ответу), уважать его (ответ) и соотноситься с ним (ответом). Рождается истинное: в чувствах, поведении, решениях – то, что невозможно искусственно сделать или просчитать рационально.

Мы спрашиваем себя не только о том, чего хочет от нас ситуация, но и о том, что в нас самих стремится быть прожитым: «Чего мне хочется? Каково мое настроение, моя внутренняя готовность, мой интерес, моя склонность, моя способность? Для чего я создан? К чему я расположен сегодня? К чему я расположен сейчас?» Все это реальность, на которую должны опираться мои решения, но также не следует забывать про реальность внешних обстоятельств и требований, предъявляемых ко мне ситуацией.  Чтобы равновесие не утрачивалось, следует согласовывать ОБЕ эти реальности, а не выносить за скобки одну из них, полностью оказываясь в распоряжении другой.

__________________________
* по материалам авторского семинара А.Лэнгле


Комментариев нет:

Отправить комментарий