среда, 25 апреля 2012 г.

потеря себя


Вопросы для СП.
Каковы мои отношения с моим телом, с моим полом, с моим возрастом, с моими склонностями и моими слабостями? Я себе нравлюсь, когда вижу в зеркале или на фото? Нравятся ли мне мои убеждения? Нравятся ли мне мои желания? Нравлюсь ли я другим настолько, насколько нравлюсь себе?

Тема: Чувства потери себя. Последствия утраты себя.

Вопросы для СП

Какие чувства у меня возникают, если я не могу проживать собственное, если я не могу быть самим собой, если меня игнорируют, если меня не принимают всерьез?

Если Собственное не находит отклика у других, не принимается другими, то мы переживаем это как «Я теряю себя, я утрачиваю свое Собственное, Я больше не знаю, кто я есть. Я становлюсь чужим сам себе. Утрачивается чувство собственной ценности, самоценности». Для проживания себя нужен другой!

Персональная открытость, которую отвергают другие, приводит к потере Я (возникает чувство потерянности)

Последовательность чувств при потере себя:
Меня не видят – появляется чувство, что задет за живое – появляются сомнения в себе (может быть я со странностями?) – неуверенность, беспомощность – предоставлен себе, одиночество, пустота – появляется оскорбленность, обида,  зависть – физически появляется тошнота в желудке (болезни желудка говорят о страданиях обиженной Личности).
Защитные реакции против страха перед тем, что мне нанесут обиду.
Существуют спонтанные попытки заранее избежать опасности быть раненым или задетым. Они часто приводят к личностным изменениям:
- милый-любезный тип: он нежен, осторожен, не показывает Собственное, бережно относится ко всему и всем, сверх-осторожен, приспосабливается, с ним легко, живет по принципу – только не ранить другого, чтобы не ранили меня, не провоцировать поведение, которое может меня ранить;
- льстивый, скользкий, заискивающий тип: бесконтурный, неопределенный, заискивающий, ускользающий, изворачивается и прячется, неискренний (вызывает у другой стороны отвращение и агрессию, потому что невозможно увидеть его Собственное).
Описание некоторых типичных чувств, возникающих при несправедливом отношении, когда обижают:
Отвращение – это чувство по отношению к тому, что не соответствует, не подходит (Я испытываю отвращение, Меня воротит, Это дурно пахнет…) Импульс – я хочу отойти на дистанцию, появляется чувство тошноты. Отвращение – это боль «переваривания» (не переработанная боль).
Зависть – возникает, если у других есть что-то, чего нет у меня, но чего я так хотел бы иметь (если этого нет ни у кого – остается желание и возникает чувство, что я обделен, поэтому меня меньше, я меньше стою; если это у кого-то есть, то возникает чувство «у меня есть на это право, это несправедливо, что я обделен»). На основании такой самооценки желания и стремления превращаются в жгучую зависть. Зависть – это страх перед потерей самоценности (для уверенности в себе нужно внешнее подтверждение: власть, заводы-пароходы, красивые жены, часы, машины и т.д.). Там, где я завидую, у меня имеется слабое чувство самоценности. И наоборот.
Зависть является матерью соперничества. Соперничество – это попытка превзойти других в том числе и за счет того, чтобы сделать других хуже. Конкуренция становится соперничеством, если за этим стоит зависть (в России наоборот: соперника уважают, конкурента мочат).
Рядом с завистью стоит жадность. Если я жаден, я владею, а другие нет. Жадность подобна профилактической зависти, попытка вызвать зависть у другого.
Ревность – это зависть отношениям. В ревности я занимаюсь пониманием себя: кто же я такой, если ты обращаешься не только ко мне, но и к другому. Ревность неуважительна: не пронизана уважением к другому, а соотнесена с самим собой.
Неловкость – страх перед утратой самоценности – страх перед обесцениванием, т.е. отсутствие занятия позиции по отношению к себе.

__________________________
* по материалам авторского семинара А.Лэнгле




Комментариев нет:

Отправить комментарий